2022

НПК "Шаг в будущее" -2020. Работа Мирошниковой М.

Исследовательская работа 

Односоставные предложения в функции газетного заголовка

на примере газеты «Ярууна»


Выполнила: Мирошникова Маргарита,

ученица  9 класса

Руководитель: Иванова Цыпылма Баторовна,

учитель русского языка и литературы


Исследовательская работа 

"Односоставные предложения в функции газетного заголовка

на примере газеты «Ярууна»


Оглавление

 Введение……………………………………………………..................................................2

Глава 1. Из теории вопроса     …..…………………………..................................................3

   1.  1.Сведения о газетном   заголовке   …..…………………………................................3

   1.  2. Общая характеристика  односоставных   предложений…………………………  3

Глава 2.Характеристика заголовков газеты «Ярууна» ……………….…………...............6

 Заключение…..……………..……………………………….……..………….......................8

Список литературы………… ……………………..…………................................................9


     
















Введение

         Одной из особенностей современного мира является появление большого потока информации, в котором сложно ориентироваться.  Важную роль играют заголовки статей, дающие необходимые сведения.  Они  должны  привлечь    внимание читателя, поэтому авторам нужно правильно их  выбирать. Для заголовков часто используют односоставные предложения.  Данное исследование посвящено изучению односоставного предложения в функции газетного заголовка на примере газеты «Ярууна».

Актуальность и новизна нашей работы заключаются в том, что заголовки газеты «Ярууна» ранее не изучались. Исследовательский интерес автора к данной теме вызван особенностями структуры односоставных  предложений. Они    изучаются на уроках русского языка, но важно рассмотреть больше примеров для правильного синтаксического и пунктуационного анализа данных предложений на ОГЭ. 

Таким образом, объектом исследования стали газетные заголовки .

Предмет исследования: односоставное предложение в функции газетного заголовка. Гипотеза исследования связана с предположением  о том, что большую часть односоставных предложений в газетных заголовках составляют номинативные (назывные) предложения.  Данная гипотеза определяет цель и задачи исследования. 

Целью работы является выявление особенностей  использования односоставных предложений в газетных заголовках, предполагающих преимущественное использование номинативных (назывных) предложений.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

-изучить теоретический материал по теме

-собрать и систематизировать материал для выявления  особенностей использования односоставных предложений в газетных заголовках

- подготовить материал для практического применения

Основные методы исследования : описательный, сравнение и сопоставление, метод произвольной выборки, статистическая обработка данных

Практическая значимость работы заключается в том, что полученный материал может использоваться при изучении темы  на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях, подготовке к ГИА по русскому языку. 

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1

Из теории вопроса

1.1.Сведения о газетном заголовке 

Заголовок – важная часть структуры газетного текста . Он призван привлечь внимание читателя. В современном мире с возросшим потоком информации человеку труднее выделить главное, необходимое для ознакомления, поэтому роль заголовка возрастает.

 Газетные заголовки в краткой форме отражают суть  событиях, описываемых в статье.

   Односоставные предложения часто выполняют их функции, благодаря своей структуре      и   способности выделять главное. Основные функции заголовков: графически- выделительная, номинативная, информативная, рекламная.

   1.2. Особые свойства односоставных предложений способствуют их активному употреблению в языке. Впервые идея о так называемой «грамматической оппозиции»  «двусоставное/односоставное предложение» была высказана академиком А. А. Шахматовым. Над данной темой работали также ученые  А.М. Пешковский, В.В.Бабайцева.    «Типичные односоставные предложения – это такие предложения с одним главным членом, которые не требуют другого главного члена и не могут быть дополнены им без изменения характера выражаемой мысли, без изменения семантики» . По способу выражения главного члена выделяются глагольные и именные односоставные предложения. В глагольных односоставных предложениях утверждается независимый признак, действие, состояние, оценка, квалификация и т.д.: В саду пели; Вам придется подождать. В них в роли главного члена могут выступать все основные спрягаемые формы и инфинитив.В именных (субстантивных) утверждается или отрицается бытие предмета: Утро; Кругом ни души; В предложениях данного вида в позиции главного члена употребляется только имя существительное в именительном и родительном падежах.

Выделяют следующие виды односоставных предложений:

 Определённо-личные предложения

Это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-ого или 2-ого лица. Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо.

Люблю грозу в начале мая……( «Весенняя гроза»)

В данном предложении сказуемое выражено глаголом  в форме 1 лица.

Следующие предложения со сказуемыми-глаголами в форме повелительного наклонения, стоящими в форме 2-го лица единственного и множественного числа.  

Прощайте, а на меня не сердитесь; Стучат в дверь.Постучали в дверь.

 Неопределённо-личные предложения

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа.  Данный тип предложений может употребляться, если не имеет значения, кто совершает действие, если автор не хочет назвать действующее лицо или не знает его.  По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени.

В Сибири не любят горячку и спешку (А. Сурков). В нашем поселке строят новую школу; Из Москвы говорили.

 Безличные предложения

Это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Но отсутствие подлежащего не ведет к их структурной неполноте. «Наиболее употребительная и самая пестрая по структуре разновидность», - так эти предложения характеризуются В.В. Бабайцевой. 

Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля.

В данном предложении сказуемое прогремело выражено  личным глаголом, стоящим в безличной форме, а так же словами категории состояния солнечно, приветливо, светло. Такие формы широко используются для изображения явлений природы, указывают на её особое состояние.

     Именные односоставные предложения

Общее грамматическое значение именных односоставных предложений включает выражение бытийности и предикативности. Москва; Февраль; Дети; На улице осень; Кругом тишина.

Выделяют два структурных типа:

1) номинативные предложения (главный член – существительное в именительном падеже): Зима; Снег; Тихая, звездная ночь, трепетно светит луна (А. Фет);

2) генитивные предложения (главный член – существительное в родительном падеже): Народу! Цветов, цветов!;

3) кроме того, некоторые ученые выделяют в особый тип односоставных предложений вокативные предложения, или предложения-обращения: Ваня! Часовой!

Традиционно структурной основой номинативных предложений считается имя существительное в именительном падеже, при этом предложение может быть распространено словами, которые формируются вокруг главного члена, который способен распространяться только определениями, согласованными и несогласованными, а также приложениями. Морозный день; Окраина города. Могут включаться и второстепенные члены с обстоятельственным значением: В доме ходьба; 

Назывные (номинативные) предложения-  такие односоставные предложения, которые имеют один главный член — подлежащее. Они сразу вводят читателя в обстановку действия.

Называя предметы,  рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру.         

Таким образом, в главе 1 мы рассмотрели разные виды односоставных предложений, которые могут выступать в роли газетных заголовков.

 


Глава 2

Характеристика заголовков газеты «Ярууна»

Общественно-массовая газета Еравнинского района «Ярууна» освещает широкий круг событий на уровне муниципального образования. Её материалы носят в основном информативный характер. В функции заголовков выступают как простые, так и сложные предложения. В газете «Ярууна» различные синтаксические конструкции выражают разнообразные темы и настроения публикаций. 

В  рассмотренных нами заголовках  среди глагольных односоставных предложений преобладают неопределенно-личные. Эти предложения, выступившие в качестве заголовков, выражают независимое действие, представляя деятеля как неопределенного. К нам приезжают за опытом   (№22(9228) от 07.06.19 г.); В райцентре телевидение отключили на этой неделе (№22(9228) от 07.06.19 г.) Как будут приводить дороги в нормативное  состояние (№12 (9218) от 29.03.19), Начинали работать в школе со дня открытия (№12 (9218) от 29.03.19),  О чем говорят в малых селах (№18 (9224) от 10.05.19), В райцентре много вопросов не задают (№18 (9224) от 10.05.19) ;   Поздравили  Прасковью Трифоновну с 90-летием ( № 28 (9234) от 19.05.19; В Гунде отметили светлый праздник Пасхи (№ 20 (9226) от 24.05.19) С юбилеем поздравили ветерана войны (№ 35 (9241) от 06.09.19 ); В Еравне презентовали кинозал (№ 50 (9256) от 20.12.19); Уроженку села Исинга поздравили с юбилеем (№ 50 (9256) от 20.12.19); К юбилею победы отремонтируют памятники (   № 43 (9249) от 01.11.19)     

В газете использованы в качестве заголовков также определенно-личные предложения. В них главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения. Среди заголовков, в функции которых выступают определенно-личные предложения, преобладают предложения с главным членом в форме повелительного наклонения со значением призыва, побуждения, совета или наказа, реже – со значением приказа, требования. В данной газете использованы предложения для призыва к действию: Оставайтесь с нами. (№17(9223) от 03.05.19 г.);  Не копите долги по налогам (№43   (9249) от 01.11.19 г.), Разводите правильно костер  (№25 (9231) от 28.06.19)

Безличные предложения, использованные в качестве заголовков, немногочисленны. Основная их функция – акцент на действии и его результате, деятель при этом не столь важен: Врачей и фельдшеров не хватает  (№33(9239) от 23.08.19 г.); 

Именные односоставные предложения представлены только одной разновидностью – номинативным, или назывным предложением. В таких предложениях употребляется независимый именительный падеж существительного и передается грамматическое значение бытийности.

В исследованных заголовках преобладают номинативные предложения Встречаются распространенные и нераспространенные номинативные предложения. 

Успешный дошкольник , Библионочь 2019, Открытый районный турнир по волейболу,  Республиканская летняя спартакиада по инвалидному спорту, Краткие итоги очередной 10 сессии Совета депутатов ( №22 (9228) от 07.06.19); Консультативный совет женщин при главе РБ с рабочим визитом в Еравне, О легализации трудовых отношений и об отгоне КРС и лошадей на дальние пастбища,  Коротко о пенсиях, Вниманию земляков,  Успехи наших сельхозпроизводителей (№23(9229) от 14.06.19); Золотые медалисты Еравны ,Извещение о проведении конкурса, Былое и думы о спорте Еравны (№25 (9231) от 28.06.19); Единый день спорта навстречу 75- летию Великой Победы,  Старинный рецепт бобо по улан-еравнински  (№ 39 (9245) от 04.10.19); Самые поющие семьи Бурятии, Дорогие земляки, Заседание комиссии ЧС ( № 43 (9249) от 01.11.19); Юбилей в кругу друзей Центра детского творчества, История дома пионеров (№ 45 (9251) от 15.11.19) ; Золотой юбилей семейной жизни, Итоги осенней мясной ярмарки ,Школьные годы чудесные, Международный день профилактики диабета,  Моя любимая мама, Лауреат конкурса воспитать человека, Досрочная пенсия для медицинских работников (№ 47 (9253) от 29.11.19); Новый микроавтобус и двенадцать моноблоков, Доброе слово, Игра в “Американку” по- еравнински ( №48 (9254) от 06.12.19; Лучшие кадровые практики, Лучшая по профессии (№ 49 (9255) от 13.12.19), Еравна в годы Великой Отечественной войны,  Уважаемые еравнинцы ( №17 (9223) от 03.05.19); Многогранность успеха, Положение о конкурсе плотницкого мастерства «праздник топора», «Зелёная  весна» на еравнинских озерах, Маленькие звёзды  «Капитошки» на главной сцене Еравны (№20 (9226) от 24.05.19); Еравнинцы в пятерке сильнейших, История в каждой строке, Наша газета,  Духовные праздники на позитивной ноте, 

«Обоо тахилган-2019» в селе Домна, Награждение борцов , Праздник березки (№ 26 (9232) от 05.07.19).

   Вследствие проделанной работы можно сделать вывод о том, что односоставные предложения в функции газетного заголовка способны воздействовать на читателя. Самую большую группу таких предложений составляют номинативные (назывные) . Они сразу привлекают внимание читателей и дают больше информации. 

Заключение 

    Проведённое исследование  показало, что  односоставные предложения выполняют важную роль в функции газетного заголовка. Было рассмотрено 63 заголовка из газеты «Ярууна». Наиболее распространенной моделью односоставного предложения, выступающего в функции заголовка в газете «Ярууна», является номинативное предложение (47 заголовков). Среди номинативных предложений наиболее распространены бытийные. 

       Вторыми по частоте использования в названиях статей являются неопределенно-личные предложения. ( 12 заголовков). Используются в малом количестве и определенно-личные (3) , и безличные предложения (1). 

     Заголовок  дает  первоначальную  информацию  о тексте, он связан с тем или иным содержательным элементом (основной  мыслью, тезисом, образом  героя).  Информативные  возможности  заголовка  достаточно велики.

         Заголовок  может  обозначать  тему  и  давать  оценку   изложенному материалу. Но главная  функция  заголовка  в  современной  прессе:- это привлечение  внимания   читателя   к  публикации.  

      Таким образом, большая часть газетных заголовков    –   номинативные (назывные) предложения,    дающие полную информацию.  Они   сразу   называют   тему   публикации,   реже   ее аналитическую оценку.

       













Список литературы

1.В.В. Бабайцева. Односоставные предложения в современном русском языке. - М., 1968.

2.Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2009.

3.Кубанова А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы.- «Русский язык и литература», №6, 2004.

4.Русский язык, 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2014, 271 с.